инвалиды, передвигающиеся на коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид»
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Положение
об организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья в образовательной организации (далее – ОО) разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее – Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде ОО детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
3. Инклюзия признаётся как закономерные этапы развития образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
4. Внедрение инклюзивного образования в ОО осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей ОВЗ.
2. Организация инклюзивного образования
1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) ОО, реализующего основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми учащимися. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не может превышать 2 человека.
2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией.
3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. С родителями ребёнка с ОВЗ заключается договор об обучении.
4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования ОО являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
- создание психолого-медико-педагогического консилиума для организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
5. Критерии организации инклюзивного образования:
- особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и учащихся, не имеющих нарушений в развитии);
- соответствие образовательной среды ОО потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
6. В ОО инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учётом уровня развития
ребёнка может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- по индивидуальной образовательной программе.
7. Содержание общего образования и условия организации обучения инвалидов определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
8. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а
также вид реализуемых образовательных программ ОО определяются самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК.
9. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
10. Образовательные программы могут реализовываться образовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
11. Обучение детей с ОВЗ школьного возраста по основным образовательным программам должно учитывать программу коррекционной
работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования ОО.
12. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении
основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
их интеграцию в ОО и освоение ими основной образовательной программы общего образования с учётом особенностей психофизического развития и возможностей;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных
программ;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в
том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, педагогических работников (педагога- психолога, социального педагога, учителя-логопеда), специалистов
сторонних специализированных оргнанизаций;
- планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и
итоговые).
13. С учетом психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой тьютора ОО.
14. В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учётом первичного нарушения и особых образовательных потребностей.
15. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется ОО.
16. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
17. Режим работы ОО при оказании услуг инклюзивного образования по
пятидневной или шестидневной неделе определяется ОО самостоятельно и
закрепляется локальным нормативным актом.
18. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме ребенку с ОВЗ устанавливается диагностический период.
19. По истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета.
20. В случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель ОО информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
21. Вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе обучения решается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Организация аттестации учащихся с ОВЗ
1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательным учреждением самостоятельно.
2. Освоение учащимися основных образовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.
4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ,
обучающегося в форме инклюзивного образования
1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в ОО осуществляется ПМП(к).
2. Члены ПМП(к) ОО:
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей
с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и
форм инклюзии;
- проводят предварительную работу с учащимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками ОО, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной ОО;
- разрабатывают совместно с учителями индивидуальные образовательные маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
процесса инклюзии;
- согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях ОО осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель, тьютор.
4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
учащихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение
образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к).
5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание ОО ставок специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на
основе договора со сторонними специализированными организациями.